Как выбрать и открыть бизнес по франшизе?

Бизнес по франшизе может быть интересен не только начинающим, но и опытным предпринимателям. Это возможность, дающая права на представление раскрученного бренда, пользование наработками и оборудованием основной компании, а также дополнительные опции: стажировка персонала у опытных специалистов, стандартизация, передача наиболее эффективных приемов. Компания, продающая такие льготы, называется франчайзором, а фирма-покупатель выступает как франчайзи.

В чем суть данного предложения?

Франшиза – это работа в команде. Она экономит время на развитие и раскрутку бренда, снижает финансовые риски и дает готовые наработки. При этом, придется подстраиваться и осваивать чужой стиль работы. Франчайзор дает готовую модель, контролирует выполнение всех стандартов по оборудованию и обслуживанию клиентов, предоставляет право пользоваться интеллектуальной собственностью для получения доходов.

От франчайзи зависит дальнейший успех открытого дела. Он может попросить совета, но все решения принимает сам, ведь это его участок и его ответственность. Поэтому, в тонкостях выбранной сферы необходимо как минимум хорошо разбираться, а лучше всего – иметь какой-то опыт. Кроме того, начатый бизнес должен быть по душе, поскольку еще ни одно дело, выполняемое «через не хочу» успеха не принесло.

Как правильно выбрать франшизу?

В данном виде бизнеса, как и в любом другом, хватает авантюристов и мошенников. Поэтому, делая выбор для себя, следует проявлять разумную осторожность и тщательно собирать информацию об интересующем предложении. В первую очередь нужно обратить внимание на следующее:

  1. Правильная франшиза состоит из трех позиций: бренд, бизнес-модель и контроль. Если в найденном предложении отсутствует хотя бы один пункт, то это уже не франшиза, а выброс денег на ветер. Без раскрученного бренда немедленных продаж ожидать не стоит. Без контроля репутация торговой марки стремительно движется к нулю, а отсутствие готовых наработок предлагает учиться путем набивания собственных шишек в сочетании с финансовыми потерями.
  2. Предлагаемая франшиза должна иметь положительную историю, успешно работать в течение нескольких лет, что говорит о ее практичности и проработанности.
  3. Ни в коем случае не следует соглашаться на франшизу без обучения. Советы опытных предпринимателей, уже вставших на ноги со своим делом, рекомендации со стороны специалистов компании помогут избежать обидных потерь и ошибок.
  4. Франчайзор предоставляет оборудование и всю необходимую информацию, оказывает рекламную поддержку. Если нет хотя бы одного пункта, франшиза не будет рентабельной.
  5. Вложения на раскрутку должны быть подсчитаны с точностью до рубля, и составлять вполне приемлемые суммы. Так, старт франшизы может стоить 300 тысяч, при этом аналогичный бизнес с нуля выходит уже порядка пяти миллионов.
  6. За свои услуги франчайзор требует оплату – всегда. Это покупка франшизы и процент от дохода, плюс дополнительные отчисления. Если в предложении отсутствуют данные пункты, то скорее всего, это мошенническая схема или результат работы неопытного предпринимателя, с которым связываться себе дороже.
  7. Суммы вложений, ожидаемый доход и окупаемость – это те цифры, которые франчайзор называет в первую очередь. Если они устраивают, то разговор переходит на следующий уровень.
  8. Неплохо посмотреть отзывы других франчайзи бренда: успешен ли бизнес, с какими трудностями столкнулись, каков процент «отсеявшихся».
  9. Еще один важный пункт – насколько данный вид бизнеса подходит для конкретного населенного пункта. Можно спросить у более опытных франчайзи, провести мини-опрос населения, посмотреть, много ли конкурентов в районе, и насколько хорошо у них идут дела. Если окружающие сетуют на невозможность вкусно и недорого поесть в данном районе, или вынуждены ехать на другой конец города за какой-то бытовой мелочью, то есть шанс, что кафе или магазин будут весьма к месту.

Франшиза прошла проверку, все оказалось достаточно прозрачно, и сфера деятельности перспективная? Пора переходить к делу!

Как открыть бизнес по франшизе?

Каждая компания диктует свои условия работы, поэтому единого алгоритма не существует. Впрочем, на стадии организации специалисты фирмы контролируют все процессы, так что тут ошибиться трудно. Есть несколько пунктов, общих для всех франшиз:

  • заключение договора следует осуществлять только после его внимательного прочтения;
  • прохождение обучения – весьма ответственный процесс, обеспечивающий будущий успех. Следует понимать, что франшиза является наработанным, успешным делом, и консультанты компании заинтересованы в ее успехе, поэтому действительно дают ценную информацию. Поэтому, придумывание собственных схем, а также нарушение инструкций и рекомендаций, скорее всего приведет лишь к убыткам;
  • выбор места, оборудования и служащих. На производственной площади не стоит экономить. Если имеется хорошее предложение на оживленной улице, но по завышенной цене, следует его принять. Заведение на тихих улочках вряд ли окупится. То же самое касается специалистов: опытный человек почти не нуждается в руководстве, а то и дельный совет даст. А вот новичка придется еще и учить, а также исправлять его неизбежные ошибки;
  • запуск предприятия лучше осуществлять в самое подходящее время года, в зависимости от специфики работы. Кроме того, все установочные работы должны быть завершены, а документы – в порядке. Доделывать на бегу, решая при этом организационные, финансовые и другие проблемы, вряд ли получится без накладок и неприятностей.

У проверенной франшизы лишь один недостаток, если можно так выразиться: работа регламентирована договором. Придется тщательно соблюдать все его пункты и переводить отчисления части прибыли компании. Впрочем, набравшись опыта и подкопив стартовый капитал, можно отказаться от франшизы, и пуститься в одиночное плавание по бурному морю рынка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *